МАДОУ № 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно–эстетическому развитию воспитанников»
Звук [С] и буква С

Составила: Попова Оксана Павловна, логопед

Задачи:

    1. Уточнить правильное произношение, артикуляцию, характеристику звука [с].
    2. Познакомить с буквой С.
    3. Закреплять умения определять место звука [с] в словах, проводить звуковой анализ и синтез слова.
    4. Способствовать закреплению практических навыков образования приставочных глаголов, относительных прилагательных, антонимов.
    5. Формировать артикуляционную моторику, фонематический слух и восприятие, общую и мелкую моторику, пространственные представления.
    6. Воспитывать доброту, отзывчивость, способность сопереживать, желание помочь.

Оборудование: проектор, презентация, записи песен «Маленькая страна», «В гостях у сказки», зеркала, волшебная карта, схемы для определения места звука в слове, символы твёрдого согласного, корзинка, картинки пирожков, предметные картинки с изображением овощей, фруктов, ягод.

№ слайда

Этапы занятия

Ход занятия

 

№ 1

Подготовка к занятию

Звучит музыка «Маленькая страна». Дети входят в кабинет логопеда. Идёт подготовка к подгрупповому логопедическому занятию.

№2

Орг-ный момент

Звучит музыка «В гостях у сказки»

Логопед: Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Логопед: Ребята, вы любите сказки?

Ответы детей.

Логопед: А кто вам читает и рассказывает сказки?

Ответы детей.

Логопед: Я тоже очень люблю сказки. Когда я была маленькой, такой как вы сейчас, мне сказки рассказывала бабушка. Я очень любила слушать её. Думаю, что и вы любите бабушкины сказки.

Ответы детей.

Логопед: Я хочу предложить вам сегодня сделать необычную гимнастику для язычка. Садитесь на свои места. Возьмите в руки зеркала. Слушайте текст и повторяйте за мной упражнения для язычка.

 

 

 

№ 3 - 10

Основной этап занятия

1.Артикуляцион-ная гимнастика

«В гостях у бабушки с дедушкой».

 

Толстые внуки приехали в гости,

(надуваем щёки),

С ними худые лишь кожа, да кости.

(втягиваем щёки).

Бабушка с дедушкой им улыбнулись

(губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

Поцеловать они всех потянулись.

(губы тянутся вперёд).

Утром проснулись – в улыбочку губы

(широкая улыбка).

Чистили мы свои верхние зубы

(широкий язык за верхними зубами)

Вправо и влево, внутри и снаружи.

(соответствующие движения широким языком).

С нижними зубками тоже мы дружем

(повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

Губы сожмём и рот прополощем,

(поочерёдное надувание щёк – губы не пропускают воздух),

И самоваром пыхтим, что есть мочи.

(одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

Блюдца поставим – блины нам положат

(широкий язык лежит на нижней губе).

Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо

(подуть на широкий язык).

Блинчик жуём, завернём и прикусим,

(жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),

Блинчик с вареньем малиновым вкусным.

(облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

Чашки поставим, чтоб чаю налили

(широкий язык загибаем кверху чашечкой),

На нос подули – мы чай остудили.

(подуть с «чашечки» вверх).

Чаю попили, никто не обижен?

(«чашечка» двигается вперёд-назад).

Вкусный был завтрак – мы губки оближем

(кончик языка облизывает губы по кругу).

Логопед: Молодцы ребята!Хотите мы с вами сегодня отправимся в одну из ваших любимых сказок?

Ответы детей.

Логопед: А вот в какую сказку мы попадём, вы должны отгадать.

№ 11

 

В сказке небо синее. 
В сказке птицы страшные. 
Яблонька спаси меня, 
Реченька спаси меня.

Дети. Эта сказка называется «Гуси-лебеди».

№ 12

 

На слайде появляется Машенька.

Машенька: Ребята, моего братца украли гуси-лебеди и унесли его к бабе Яге. Помогите мне, пожалуйста, вернуть его домой!

Логопед: Что скажите, ребята?Поможем?

Ответы детей.

Логопед: Но, как, же мы попадём в эту сказку? В сказках ведь живут только волшебные герои, а мы с вами – люди.

Ответы детей.

Логопед. Я придумала, что мы должны сделать. Нашим помощником в этой сказке будет один из звуков нашей речи. Звуки ведь тоже волшебники и живут они в волшебной стране Красивой речи.   А вот какой именно звук нам сегодня будет помогать, вы определите, пожалуйста, сами.

№13

2. Упр. «Общий звук»

 

 

 

 

 

3. Упр. «Поймай звук [С]»

Логопед: Посмотрите на картинки. Послушайте названия этих предметов: капуста, собака, глобус, ослик, сундук, лиса. Какой один и тот же звук вы слышите во всех этих словах?

Дети: Звук [C]

Логопед: Молодцы ребята. Правильно – это звук [C]. А вы умеете слушать внимательно?

Дети. Да

Логопед. Хорошо, проверим, кто из вас самый внимательный. Слушайте внимательно стихотворение, если вы услышите звук [с] поднимите вверх руку.

Дальний лес стоит стеной. 

А в лесу, в глуши лесной, 

на суку сидит сова. 

Там растёт усни-трава. 

Говорят, усни-трава 

знает сонные слова. 

Как шепнёт свои слова, 

сразу никнет голова. 

Я сегодня у совы 

попрошу такой травы: 

пусть тебе усни-трава 

скажет сонные слова. 

№ 14

4.Актуали-зация знаний у детей

Логопед: Молодцы! Ребята, вы все очень внимательные. Вспомним, что делают наши губы, зубы, язычок, горлышко, какая воздушная струя, когда мы произносим звук [С]?

Дети. Когда мы произносим звук [С], наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы, горлышко спит, а воздушная струя сильная и холодная.

Логопед. Что ещё мы можем сказать об этом звуке?

Дети. Этот звук согласный и глухой.

Логопед. Почему вы так считаете?

Дети. Этот звук нельзя петь. Он состоит из шума. Воздух, выходя изо рта, встречает препятствие.

№15

5. Игра «Правильно – неправильно»

Логопед. Мы с вами знаем, что у всех звуков речи, есть свои фотографии – буквы. И у звука [С] тоже есть своя фотография буква С. Я хочу предложить вам поиграть в игру «Правильно – неправильно» Смотрите на экран, если на экране буква С написана правильно вы произносите звук [С], если неправильно – хлопаете в ладоши.

Ответы детей.

№16

 

На слайде появляется символ звука С

Звук С: Здравствуйте ребята. Я звук [С]. Вы звали меня? Я слышала, что вам нужна помощь?

Ответы детей.

Логопед: Нужно помочь Машеньке из сказки «Гуси лебеди» вернуть братца Иванушку.

Звук С: Хорошо я постараюсь помочь. Вперёд в путь!

№17

 

Логопед: Побежала Машенька в лес.

Звук С: А чтобы она не заблудилась вам ребята нужно правильно указать ей путь по волшебной   карте.

 

7. Игра «Путешествие»

 

Логопед: Подойдём к карте, встанем вокруг неё. Чтобы Маша не сбилась с пути мы с вами поиграем в волшебную игру «Путешествие». Я буду начинать предложение, а вы добавляйте подходящее слово-действие.

Машенька по дороге…

Дети: побежала.

Логопед: Машенька в лес….

Дети: забежала

Логопед: По тропинке …..

Дети: побежала

Логопед: Машенька к печке…..

Дети: подбежала

Логопед: Вокруг печки….

Дети: оббежала

№18

 

Звук С: Молодцы ребята. С вашей помощью мы с Машей не заблудились в лесу.

Маша: Печка-матушка скажи, куда унесли гуси-лебеди моего братца.

Печка: Скажу, если вы с ребятами выполните мои задания.

№ 19

 

Звук С: Ребята, нужна ваша помощь.

Логопед: Ребята, поможем?

Ответы детей.

Логопед: Садимся на свои места. У вас на столах лежат схемы к слову и символы звука [С]. Сейчас перед нами будут появляться картинки наша задача правильно определить место звука [С] в словах и указать на своей схеме.

№ 20, 21, 22

8.Упр. «Найди место звука в слове»

Логопед. Слово лес

Дети. В слове лес звук [С] находится в конце слова.

Логопед. Слово собака

Дети. В слове собака звук [С] находится в начале слова.

Логопед. Слово краски

Дети. В слове краски звук [С] находится в середине слова.

№ 23

9. Игра «Пирожки»

 

Печка: Ребята, помогите мне испечь пирожки, а то тесто у меня уже подошло, начинка для пирожков готова.

Логопед: Поможем? Подойдём к столу. На нём лежит противень, возьмите себе по одному пирожку, а из миски достаньте по одной картинке, на которой нарисован продукт, из которого можно сделать начинку. Ребята, чтобы наши пирожки получились красивыми и вкусными, мы должны правильно назвать начинку своего пирожка, и как пирожок с этой начинкой называется. Послушайте и посмотрите, как сделаю это я. Я положу в пирожок мясную начинку и испеку мясной пирожок.

Дети. Я положу в пирожок капустную начинку и испеку капустный пирожок.

Дети. Я положу в пирожок сливовую начинку и испеку сливовый пирожок.

Дети. Я положу в пирожок ананасовую начинку и испеку ананасовый пирожок.

Дети. Я положу в пирожок брусничную начинку и испеку брусничный пирожок.

Дети. Я положу в пирожок абрикосовую начинку и испеку абрикосовый пирожок.

Дети. Я положу в пирожок смородиновую начинку и испеку смородиновый пирожок.

Печка: Молодцы ребята, сколько вы много разных пирожков испекли! Мне помогли. Машенька, гуси-лебеди полетели в сторону лесной опушки. Иди вон по той тропинке.

№24

10. Игра «Путешест-вие»

 

Логопед: Ребята, проводим Машеньку до опушки леса. Подойдём к нашей карте.

Дети подходят к карте и самостоятельно составляют предложения с приставочными глаголами

Дети. Маша от печки отошла.

Дети. Машенька по тропинке пошла.

Дети. Она на опушку пришла.

Дети. К яблоньке Маша подошла.

Дети. Машенька вокруг яблоньки обошла.

№25

11. Игра «Подбери словечко»

Маша: Яблонька скажи, куда полетели гуси-лебеди?

Яблоня: скажу, если выполнишь мои задания. У меня на ветках поспело много яблок. Снимите их пожалуйста, но,

Чтоб яблочко с ветки сорвать,

Нужно слово со звуком [C] назвать.

Дети подбирают и называют слова со звуком [C].

№ 26

12. Упр. «Поварята»

Звук С. Молодцы, ребята. И с этим заданием вы справились. Смотрите, полная корзина яблок. А, что можно приготовить из этих яблок?

Дети. Яблочныепироги. Яблочное пюре. Яблочное варенье. Яблочный сок. Яблочный компот. Яблочную запеканку. Яблочный джем. Яблочный напиток.

№ 27

 

Яблоня: Молодцы, ребята! Маша, а гуси-лебеди полетели в сторону речки. Поспеши скорее туда.

№ 28

13.Музыкаль-ная физминутка.

Логопед: Ребята пока Машенька идёт по тропинке, я хочу вам предложить провести небольшую физминутку.

ФИЗМИНУТКА.
В темном лесу есть избушка (шагаем) 
Стоит задом наперед (поворот) 
В той избушке есть старушка (наклоны) 
Бабушка-яга живет (поворот обратно) 
Нос крючком (показать нос) 
Глаза большие (показать глаза) 
Словно угольки горят 
Ух, сердитая какая? ( грозим пальцем) 
Дыбом волосы стоят.

№ 29

 

Логопед: Ребята смотрите, Маша уже к речке подошла.

Машенька: Речка, речка помоги нам, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Речка: Помогу я вам. Гуси-лебеди полетели в чащу лесную. Но, чтобы пройти в чащу лесную нужно построить,………….. а вот что построить отгадайте:

Он, пользу принося народу, 
Забрался по колено в воду.
И, гордо распрямив хребет, 
Стоит в воде десятки лет.

№ 30

14.Упр.

«Зашифрован-ное слово»

Логопед: Ребята, у меня для вас есть подсказка. Посмотрите на картинки. Если мы с вами определим первые звуки в этих словах, то сможем прочитать слово-отгадку. Первый звук в слове маска.

Дети. Звук [м], он согласный, звонкий, в этом слове он твёрдый, обозначим его синим символом.

Логопед. Следующее слово ослик.

Дети. Первый звук в этом слове [о] – это гласный звук, обозначим его красным символом.

Логопед. Слово собака.

Дети. Это слово начинается со звука [с], этот звук согласный, глухой, в этом слове он твёрдый, обозначим его, синим символом.

Логопед. Последнее слово такси

Дети. Первый звук [т], он согласный, глухой, в этом слове он твёрдый, обозначим его, синим символом.

Логопед. Сложите первые звуки.

Дети. МОСТ

№ 31

15. Упр.

« Какой мост»

Логопед: Молодцы, какие вы сообразительные, а вы знаете, что мост можно построить из разного материала и называться они будут по-разному? Вот, например: построенный из бетона мост будет называться бетонным мостом. Подумайте, какие ещё можно построить мосты?

Дети. Можно построить из кирпича кирпичный мост.

Дети. Построенный из железа железный мост.

Дети. Мостизо льда – ледяной.

Дети. Мост из дерева – деревянный мост.

Дети. Если построить мост из камня он будет называться каменным мостом.

№ 32

16. Игра «Путешест-вие»

 

Логопед. Молодцы, ребята. Поможем перейти Машеньке по мостику.

Дети. Маша к мосту подошла.

Дети. Она на мост зашла.

Дети. По мосту речку перешла.

Дети. Машенька с мостасошла.

Дети. Девочка от моста отошла.

Дети. Дальше по тропинке пошла.

№ 33

17. Упр. «Скажи наоборот»

Логопед: Смотрите, ребята, а вот и избушка бабы Яги, да и сама баба Яга из окошка выглядывает

Машенька: Баба Яга отдай мне братца Иванушку.

Баба Яга: Сумеешь меня превратить из злой старухи в добрую – отдам Иванушку.

Логопед: Ребята, что же нам делать?...... Я, кажется, знаю.Есть такая игра «Скажи наоборот», я думаю, она нам поможет. Подбирайте к моему слову слово с противоположным значением. Старая грубая, грустная, низкая, страшная, злая)

Дети. Молодая

Логопед. Грубая.

Дети. Ласковая.

Логопед. Грустная.

Дети. Весёлая

Логопед. Низкая.

Дети. Высокая

Логопед. Страшная.

Дети. Красивая.

Логопед. Злая.

Дети. Добрая.

№34

 

Баба-яга: Вот какая я красавица, умница. Вы справились заданием, забирайте своего Иванушку. 

№35

Итог.

Машенька: Спасибо вам ребята, что помогли спасти моего братца. Я этого никогда не забуду. Теперь нам нужно торопиться домой. До свидания ребята!

№36

 

Звук С: И мне пора возвращаться в свою страну Красивой речи. Грустно мне с вами расставаться, но я знаю, что мы с вами ещё обязательно встретимся. До свидания, ребята.

№37

 

Логопед: Вот и подошла к концу наша встреча со сказкой. Ребята, сегодня   вы показали какие вы дружные, смелые, умные, активные, отзывчивые.Мне бы хотелось узнать, что вам понравилось в сегодняшней встрече со сказкой?

Ответы детей:

Логопед: Какие задания показались вам интересными?

Ответы детей:

Логопед: Какое задание было самым трудным?

Ответы детей:

Логопед: А какое настроение у вас осталось после нашего путешествия?

Ответы детей:

Логопед: Пусть у вас всегда будет хорошее настроение, Впереди нас ждет новая сказка и новые сказочные герои, которым нужна ваша помощь

 

 
Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих
COVID-19
obrazcoviy-detskiy-sad-2018-medal1
luchshie sady 2019 medal

Электронная очередь

dou
gosuslugi

Кузбасская дошкольная лига спорта

 
liga-sporta
 

Финансовая грамотность дошкольников

 
banner
 

Концепция развития математического образования

 
banner
 

ФГОС дошкольного образования

 
FGOS
 

Добрая дорога детства

Добрая дорога детстваddd-gazeta.ru

РПН информирует

mchs

МЧС информирует

mchs

Портал детской безопасности МЧС

spas-extrimwww.spas-extreme.ru

Главное управление МЧС по Кузбассу

logo-mchshttps://42.mchs.gov.ru

Единый информационный образовательный портал Кузбасса

 iopk

КРИПКиПРО

kripkiiproipk.kuz-edu.ru

Общероссийский профсоюз образования

profsouzwww.ed-union.ru

Наш сайт работает 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, а
МЫ РАБОТАЕМ
ПН - ПТ
7 до 19

Детский сад

Оцените наш сайт