Речевое дыхание |
В жизни человека дыхательный аппарат играет огромную роль. Дыхательный аппарат выполняет не только основную физиологическую функцию – осуществление газообмена, но и участвует в образовании звука и голоса. Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной. Появление малыша начинается с первого вздоха и, следующего за этим вдохом, крика. Однако нельзя быть уверенным в том, что если ребенок задышал, то у него все отлично будет с речью. Правильное физиологическое дыхание не есть правильное речевое дыхание. Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Общепризнанным типом дыхания при фонации считается реберно-диафрагмальный, который осуществляется за счет сокращения диафрагмы и межреберных мышц. Речевое дыхание в процессе речи, отличающееся от физиологического более быстрым вдохом и замедленным выдохом. Речевой выдох происходит в основном через рот, небольшие порции воздуха выходят через носовые отверстия при фонации некоторых отдельных звуков. При производстве звука струя выдыхаемого воздуха встречает на своем пути сомкнутые и напряженные голосовые связки, при этом, голосовые складки вибрируют и создают звуковые колебания в проходящем через них воздухе, которые и образуют звук. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, c захлебыванием. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха отрицательно влияющие на развитие детской речи, могут быть обусловлены общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний, при дизартрии, алалии, а также неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Особое значение для развития речевого дыхания, имеет для детей с речевыми нарушениями. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, развивать бесшумный, спокойный вдох без поднятия плеч, а так же сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. Правильный ротовой выдох:
Выполняя задания на развитие речевого дыхания, нужно соблюдать некоторые правила:
|