Влияние музыки на здоровье детей |
Лечебное применение музыки имеет многовековую историю. В Древности медики полагали, что музыка способна помочь человеку выздороветь, когда он болен. Считалось, например, что разные музыкальные инструменты по-разному влияют на здоровье человека:
В Древней Греции звуками трубы лечили от радикулита и нервных болезней. Гиппократ рекомендовал музыку от бессонницы. Древнекитайские врачи полагали, что музыкой можно вылечить любые болезни, и даже выписывали «музыкальные рецепты» для воздействия на тот или иной орган. На некоторых итальянских инструментах эпохи Возрождения можно увидеть надпись: «Музыка лечит душу и тело». Можно привести много примеров того, как целенаправленное музыкальное воздействие способствовало благоприятным исходам болезней. Например, выдающийся греческий врач Эскулап лечил некоторых своих пациентов, специально для них исполняя музыкальные пьесы на трубе. Известный восточный мыслитель и врач Авиценна полагал, что звуки, выстроенные в специальной гармонической композиции, могут излечить душу и тело, избавляя от слабости и вселяя силу. Русские ученые И.М.Сеченов, С.П.Боткин и И.П.Павлов своими опытами также доказали, что с помощью музыки можно регулировать психическое состояние больных, а правильно подобранный музыкальный ритм облегчает состояние, в котором человек находится после стресса. Словом, существует множество примеров того, что многие видные деятели, как медицины, так и искусства, считали силу правильно подобранной для воздействия музыки целебной. В наше время интерес к благотворному влиянию музыки на здоровье людей возобновился. Музыка помогает, когда ее слушают. Развитие слуховой чувствительности способствует пробуждению здоровых механизмов защиты организма и дает большой оздоровительный и воспитательный эффект. Важно также помнить о регулировании громкости музыки, слишком громкое ее звучание вредно для здоровья, так как утомляет нервную систему, и продолжительности общения с ней, так как слушание музыки часами может вызвать усталость и раздражение. Рисуется не столько содержание музыки, сколько музыкальные впечатления, переживания связанные с прослушанной музыкой, что, способствует самовыражению, раскрепощению, обретению внутренней свободы и вдохновения, дающего импульс жизненным силам. Трудно переоценить для здоровья детей и значение пения. Человек, регулярно занимающийся пением, объективно укрепляет свое и физическое, и психическое здоровье. В детском саду при организации пения детей соблюдаются необходимые гигиенические условия, то есть занятия проводятся в проветренном помещении, на чистом воздухе в сухую теплую погоду, что позволяет пению способствовать развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. Для закрепления певческих навыков нужно, чтобы песня звучала не только в стенах детского сада, но и в домашней обстановке. Главное избегать крикливого детского пения, громкого разговора, особенно на улицах в сырую холодную погоду. Не позволяйте детям пить холодную воду и есть мороженое в разгоряченном состоянии во избежание простуды. Наиболее интересная и эффективная из активных форм музыкально – оздоровительной деятельности, конечно же, музыкальное движение. Музыка в сочетании с движениями дает возможность:
Звучание музыки, влияя на физиологические процессы детского организма, повышает работоспособность его сердечно-сосудистой, мышечной и дыхательных систем. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. В то же время при выполнении движений под музыку можно говорить и о развитии у детей музыкальности, основных ее компонентов – эмоциональности, отзывчивости, слуха. Предложите детям потанцевать, и сами примите в этом участие. Вы можете включить диск со звучанием оркестра народных инструментов, с записями старинных танцев (менуэт, гавот и др.), бравурных (краковяк, мазурка) и энергичных современных танцев. Вы можете сами напеть им плясовую мелодию. В это время и сами отдохнете и сбросите накопившуюся усталость. Танцевать с детьми нужно каждый день, но не подолгу, внимательно следя за физическим и психическим состоянием ребенка. Следует давать ребенку возможность свободно импровизировать, выражать через движение свои чувства и эмоции, потому что эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией. Хотелось бы напомнить и про экспериментирование со звучащими предметами. Это особая форма активности детей, через которую происходит:
Можно сделать с ребенком различные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы, стараясь добыть с ребенком как можно больше разнохарактерных звучаний. При импровизации с такими музыкальными игрушками объясняйте ребенку, что звук может быть: громкий, тихий, глухой, звонкий, прозрачный, густой, грубый, нежный, грустный, спокойный. Больше внимания уделите звукам вокруг нас. Обратите внимание детей на благотворно действующие жизненные звуки, которые называем живой музыкой природы: журчанье ручья, скрип снега, шелест листьев, пение птиц и т.д. Постарайтесь оградить от раздражающих их жизненных шумов и того потока музыки, культивируемой СМИ. Ее сверхбыстрые или тяжелые ритмы, сверхвысокое и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, низкое качество не могут оказать благотворного влияния на здоровье ребенка. Эмоциональное благополучие, физическое развитие и укрепление здоровья наших детей средствами музыки может быть успешно достигнуто. И, конечно же, успех решения данной проблемы напрямую зависит от слаженности усилий педагогов, родителей и самих детей. Врачи лечат, а музыка исцеляет, давайте не будем забывать об этом! Для оздоровления организма музыкотерапевты советуют слушать:
При многих соматических заболевания, язве желудка, а также для положительного воздействия на психику:
При язвенных болезнях желудка и гастрите:
Снимают раздражительность и нервные напряжения :
Полное расслабление происходит при прослушивании таких композиций:
Снимают зажатость, заторможенность, повышают творческий импульс:
Поднимает давление:
Снижает давление:
Тонизирующее, бодрящее действие оказывают:
Снимает головную боль:
Улучшает работу сердца:
Слушайте на здоровье! |