Развитие инициативности и самостоятельности дошкольников через организацию двигательной деятельности |
Составитель: Кваскова Ж. А., инструктор по физической культуре В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество. Таким образом, ФГОС решает задачи: развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка; формирования ценностей ЗОЖ, развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка. Инициатива – активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей. Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами. Инициативность – это внутреннее побуждение к чему-то новому, порыв к изменениям и движению. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов. Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего – в игре. Тем самым можно отметить, что чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а, следовательно, и динамичнее развитие личности. Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Что нужно для развития детской инициативы?
Какими способами можно поддержать детскую инициативу?
Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:
Например:
Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо:
Самостоятельность ребенка – это умение действовать по собственной инициативе, выполнять привычные дела без образца, помощи и контроля взрослых. Развитие детской самостоятельности осуществляется через: 1. Поручения детям-дежурным. В младшей группе мы привлекаем воспитанников к подбору и размещению оборудования. Старшие дошкольники расставляют инвентарь на определенном расстоянии, например, для перешагивания, а также могут сами отсчитать предметы в количестве до десяти. В результате последовательно проводимой работы по обучению размещению инвентаря дети быстро учатся самостоятельно расставлять оборудование. 2. Во время выполнения ОРУ и ОВД. Во время ОРУ можно прибегнуть к такому приему: только назвать знакомое упражнение, давая детям возможность вспомнить. Ещё ребятам нравится, когда им предлагают самим придумывать упражнения (однако, надо подсказать, для какой части тела они должны быть). Но для того, чтобы старшие дети успешно справлялись с подобными заданиями, уже в младших группах надо предлагать во время выполнения упражнений последний повтор сделать самостоятельно. В основной части занятия можно заинтересовать детей интригующими задачами, зрелищностью, возможностью по-разному манипулировать предметами, оборудованием. Например:
Сразу после занятия подвести с детьми итог. Выяснить, как еще можно было выполнить задания другими способами. 3. На каждом физкультурном занятии находится место для творческих заданий, для самовыражения каждого ребенка, для проявления инициативы, выдумки, импровизации. Дети становятся старше, возрастает их общий и двигательный опыт. Это дает большую свободу педагогического общения, позволяет побуждать детей к инициативным действиям уже на уровне формирования игрового замысла. На этом этапе ребята любят экспериментировать с движениями, видоизменять их в зависимости от ситуации. Можно дать такие задания:
4. Карточки-схемы Работа с карточками позволяет детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам. Критерием подготовки детей к самостоятельной организации двигательного досуга является их умение выполнять игровые движения, схематично обозначенные на специальных карточках. Использование схем-карточек при проведении утренней гимнастики Для второй младшей и средней групп можно использовать следующий способ: разметить беговую дорожку вокруг здания детского сада или в зале; разделить её на несколько этапов. На каждом отрезке дорожки поставить картинки-подсказки с изображением животных, выполняющих определённые движения. Например: на отрезке ходьба на носках показана лиса, на отрезке прыжки – заяц, на отрезке бег – лошадка. Дети заранее ознакомлены с персонажами-животными, знают какой вид движения надо выполнять. Двигаться начинают сразу же, как выходят на улицу или в зал. Для старших групп можно использовать карточки-схемы после проведения типовой зарядки для развития общефизической подготовки. Ребёнок получает карточку с изображением одного или двух снарядов или пособий. Например: ходьба по буму; лазание по гимнастической лестнице; приседания; прыжки в длину, и самостоятельно выполняют упражнения. На индивидуальной карточке схематически изображается вид упражнения, количество повторений записывается кружками и цифрой. Темп указывается цветом: красный – быстро, синий – в среднем темпе, зелёный – медленно. Инструктор находится у того снаряда, где дети нуждаются в его страховке. Например, изображены: лягушка – прыжки в приседе; колобок – перекатывание, мышка – ходьба на носках по гимнастической скамейке. Дети в конце занятия получают карточку и по команде инструктора идут выполнять задание. При помощи карточек дети старшего возраста могут провести общеразвивающие упражнения на занятиях самостоятельно. Эти карточки в определённой последовательности располагаются на специальной доске и на протяжении всей недели находятся на видном месте. Используют карты-схемы на занятиях по принципу круговой тренировки, но и как прием в сюжетных, игровых занятиях, соревнованиях. 5. Подвижные игры – самый популярный у детей, самый востребованный вид физической нагрузки и необъятный простор для всяких фантазий. Примеры:
Итак, самостоятельность – постоянно развивающееся личностное качество, первоосновы которого закладываются в дошкольном возрасте. Самостоятельность является важной предпосылкой успешного обучения ребенка в школе и формирования личности в целом. |