МАДОУ № 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно–эстетическому развитию воспитанников»
Это интересно Советы музыкального руководителя Влияние музыки на здоровье детей
Влияние музыки на здоровье детей

Лечебное применение музыки имеет многовековую историю. В Древности медики полагали, что музыка способна помочь человеку выздороветь, когда он болен. Считалось, например, что разные музыкальные инструменты по-разному влияют на здоровье человека:

  • звуки скрипки способны излечить плохое настроение;
  • флейта помогает, когда у человека кашель;
  • звучит альт, то улетучиваются неврозы;
  • звуки арфы способствуют возвращению в доброе и бодрое расположение духа.

В Древней Греции звуками трубы лечили от радикулита и нервных болезней. Гиппократ рекомендовал музыку от бессонницы. Древнекитайские врачи полагали, что музыкой можно вылечить любые болезни, и даже выписывали «музыкальные рецепты» для воздействия на тот или иной орган. На некоторых итальянских инструментах эпохи Возрождения можно увидеть надпись: «Музыка лечит душу и тело».

Можно привести много примеров того, как целенаправленное музыкальное воздействие способствовало благоприятным исходам болезней. Например, выдающийся греческий врач Эскулап лечил некоторых своих пациентов, специально для них исполняя музыкальные пьесы на трубе.

Известный восточный мыслитель и врач Авиценна полагал, что звуки, выстроенные в специальной гармонической композиции, могут излечить душу и тело, избавляя от слабости и вселяя силу.

Русские ученые И.М.Сеченов, С.П.Боткин и И.П.Павлов своими опытами также доказали, что с помощью музыки можно регулировать психическое состояние больных, а правильно подобранный музыкальный ритм облегчает состояние, в котором человек находится после стресса.

Словом, существует множество примеров того, что многие видные деятели, как медицины, так и искусства, считали силу правильно подобранной для воздействия музыки целебной. В наше время интерес к благотворному влиянию музыки на здоровье людей возобновился.

Музыка помогает, когда ее слушают. Развитие слуховой чувствительности способствует пробуждению здоровых механизмов защиты организма и дает большой оздоровительный и воспитательный эффект.

Важно также помнить о регулировании громкости музыки, слишком громкое ее звучание вредно для здоровья, так как утомляет нервную систему, и продолжительности общения с ней, так как слушание музыки часами может вызвать усталость и раздражение.
Очень полезно использовать рисование под музыку.

Рисуется не столько содержание музыки, сколько музыкальные впечатления, переживания связанные с прослушанной музыкой, что, способствует самовыражению, раскрепощению, обретению внутренней свободы и вдохновения, дающего импульс жизненным силам.

Трудно переоценить для здоровья детей и значение пения. Человек, регулярно занимающийся пением, объективно укрепляет свое и физическое, и психическое здоровье.

В детском саду при организации пения детей соблюдаются необходимые гигиенические условия, то есть занятия проводятся в проветренном помещении, на чистом воздухе в сухую теплую погоду, что позволяет пению способствовать развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата.

Для закрепления певческих навыков нужно, чтобы песня звучала не только в стенах детского сада, но и в домашней обстановке. Главное избегать крикливого детского пения, громкого разговора, особенно на улицах в сырую холодную погоду. Не позволяйте детям пить холодную воду и есть мороженое в разгоряченном состоянии во избежание простуды.

Наиболее интересная и эффективная из активных форм музыкально – оздоровительной деятельности, конечно же, музыкальное движение.

Музыка в сочетании с движениями дает возможность:

  • создания приподнятого настроения;
  • выражения и разрядки отрицательных эмоций;
  • создания правильного представления о характере движений;
  • выработки выразительности, точности и индивидуальности в манере исполнения движений, повышения и понижения активности;
  • концентрации памяти, внимания;
  • способствует психологическому раскрепощению ребенка через овладение своего тела.

Звучание музыки, влияя на физиологические процессы детского организма, повышает работоспособность его сердечно-сосудистой, мышечной и дыхательных систем. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений.

В то же время при выполнении движений под музыку можно говорить и о развитии у детей музыкальности, основных ее компонентов – эмоциональности, отзывчивости, слуха.

Предложите детям потанцевать, и сами примите в этом участие. Вы можете включить диск со звучанием оркестра народных инструментов, с записями старинных танцев (менуэт, гавот и др.), бравурных (краковяк, мазурка) и энергичных современных танцев. Вы можете сами напеть им плясовую мелодию. В это время и сами отдохнете и сбросите накопившуюся усталость.

Танцевать с детьми нужно каждый день, но не подолгу, внимательно следя за физическим и психическим состоянием ребенка. Следует давать ребенку возможность свободно импровизировать, выражать через движение свои чувства и эмоции, потому что эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией.

Хотелось бы напомнить и про экспериментирование со звучащими предметами. Это особая форма активности детей, через которую происходит:

  • развитие познавательного отношения к окружающему миру, формирование интереса к миру звуков и звучанию разных предметов;
  • развитие способности различать звучание разных предметов и дифференцировать звуки по высоте, интенсивности;
  • развитие мелкой моторики кистей рук; формирование чувства ритма.

Можно сделать с ребенком различные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы, стараясь добыть с ребенком как можно больше разнохарактерных звучаний. При импровизации с такими музыкальными игрушками объясняйте ребенку, что звук может быть: громкий, тихий, глухой, звонкий, прозрачный, густой, грубый, нежный, грустный, спокойный.

Больше внимания уделите звукам вокруг нас. Обратите внимание детей на благотворно действующие жизненные звуки, которые называем живой музыкой природы: журчанье ручья, скрип снега, шелест листьев, пение птиц и т.д. Постарайтесь оградить от раздражающих их жизненных шумов и того потока музыки, культивируемой СМИ. Ее сверхбыстрые или тяжелые ритмы, сверхвысокое и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, низкое качество не могут оказать благотворного влияния на здоровье ребенка.

Эмоциональное благополучие, физическое развитие и укрепление здоровья наших детей средствами музыки может быть успешно достигнуто. И, конечно же, успех решения данной проблемы напрямую зависит от слаженности усилий педагогов, родителей и самих детей.

Врачи лечат, а музыка исцеляет, давайте не будем забывать об этом!

Для оздоровления организма музыкотерапевты советуют слушать:

  • Звон колоколов, колокольчиков, ростовские колокольные звоны;
  • М. Мусоргский опера «Борис Годунов» — сцена коронования;
  • С. Рахманинов, 2-ой концерт.

При многих соматических заболевания, язве желудка, а также для положительного воздействия на психику:

  • произведения В. Моцарта.

При язвенных болезнях желудка и гастрите:

  • сонаты Л. Бетховена.

Снимают раздражительность и нервные напряжения :

  • Л. Бетховен «Лунная соната»;
  • П. И. Чайковский цикл «Времена года», «Сентиментальный вальс»;
  • Песни М. Таривердиева и А. Пахмутовой.

Полное расслабление происходит при прослушивании таких композиций:

  • Д. Шостакович «Вальс» к к/ф «Овод»;
  • Свиридов «Романс» к повести «Метель».

Снимают зажатость, заторможенность, повышают творческий импульс:

  • И. Дунаевский «Марш» к к/ф «Цирк»;
  • А. Хачатурян «Танец с саблями».

Поднимает давление:

  • Мендельсон «Свадебный марш».

Снижает давление:

  • П. И. Чайковский «Лебединое озеро»;
  • Э. Григ «Пер Гюнт».

Тонизирующее, бодрящее действие оказывают:

  • Брамс «Венгерский танец»;
  • Монти «Чардаш».

Снимает головную боль:

  • Огинский «Полонез;
  • Л. Бетховен «К Элизе».

Улучшает работу сердца:

  • Л. Бетховен «5-я симфония»;
  • Равель «Балеро»;
  • С. Рахманинов «Элегия».

Слушайте на здоровье!

 
Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих
COVID-19
300 let kuzbassu
obrazcoviy-detskiy-sad-2018-medal1
luchshie sady 2019 medal

Электронная очередь

dou
gosuslugi
bus-gov

Кузбасская дошкольная лига спорта

 
liga-sporta
 

Финансовая грамотность дошкольников

 
banner
 

Концепция развития математического образования

 
banner
 

ФГОС дошкольного образования

 
FGOS
 

Добрая дорога детства

Добрая дорога детстваddd-gazeta.ru

МЧС информирует

mchs

Портал детской безопасности МЧС

spas-extrimwww.spas-extreme.ru

Главное управление МЧС по Кузбассу

logo-mchshttps://42.mchs.gov.ru

Единый информационный образовательный портал Кузбасса

 iopk

КРИПКиПРО

kripkiiproipk.kuz-edu.ru

Общероссийский профсоюз образования

profsouzwww.ed-union.ru

Наш сайт работает 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, а
МЫ РАБОТАЕМ
ПН - ПТ
7 до 19

Детский сад

Оцените наш сайт